Консультации и рекомендации для родителей
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа | Что делает психолог? |
I младшая группа (2 — 3 года) |
|
II младшая группа (3 — 4 года) |
|
средняя группа (4 — 5 лет) |
|
старшая группа (5 — 6 лет) |
|
подготовительная группа (6 — 7 лет) |
|
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика |
Развивающая работа |
Психологическое просвещение и профилактика | Консультирование |
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования, коррекционно — развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера
- Регуляторно — волевая сфера
- Эмоционально – личностная сфера
- Коммуникативная сфера
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение 2-3 месяцев. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы и медсестрой. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается ваналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:
- психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится индивидуально по запросу педагогов и родителей.
- психологическое обследование детей 4 — 5 лет(средняя группа) в рамках работы ППк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей направленности задержки психического развития. Диагностика проводится индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
Диагностика в подготовительных к школе группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении(в обобщённой форме).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и школьных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении.
Развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи является ребенок.
Психологическая помощь организуется:
- по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
- на основании результатов психологической диагностики;
- на основании рекомендаций ПМПК.
Развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
В работе с «нормативными» детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
- Игровая терапия
- Арт-терапия
- Куклотерапия
- Песочная терапия
- Психогимнастика
- Элементы нейропсихологической коррекции
- Релаксационные упражнения
- Игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
- Упражнения для развития познавательных процессов
Консультативная деятельность психолога ДОУ
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной и групповой форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения,
- по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
- по личным обращениям сотрудников учреждения, а также для отреагирования актуального эмоционального состояния
- активная консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.
Документация психолога
- Письмо Минобразования РФ от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
- Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69)
Организационно-методическая документация
- Ориентировочные нормативы распределения времени деятельности педагога-психолога с различными категориями детей (в минутах)
- График работы педагога-психолога ДОУ
- Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ
- Перспективный (годовой) план работы педагога-психолога ДОУ
- Журналы учета видов работ (диагностика, коррекционно-развивающая работа, просвещение и профилактика, журнал консультаций)
- Организационно-содержательная модель деятельности психолога ДОУ
- Статистический отчет за год
- Согласие родителей (законных представителей) на психологическое сопровождение
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ | |
Всероссийский Детский телефон доверия | 8 800 2000 122 (круглосуточно) |
Всероссийская кризисная линия доверия | 8 800 100 49 94 |
Телефон доверия Психоневрологического диспансера Ростовской области | 8(863) 267 05 15 8(863) 223 41 41 (круглосуточно) |
Государственные и муниципальные учреждения, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям, подросткам, родителям на территории города Ростова-на-Дону
Наименование учреждения | Адрес | Телефон, сайт |
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи | г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, 214, ул. 13-я линия № 23 (диагностико-консультативный отдел) |
(863) 264 17 92, (863) 253 35 77 |
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области «Областной центр охраны здоровья семьи и репродукции» | г. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 79 | 8 (863) 262 31 49 |
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области «Ростовский центр помощи детям с ограниченными возможностями здоровья №4» | г. Ростов-на-Дону, пер. Дальний 17 | 8(863) 234 04 33 |
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области «Ростовский центр помощи детям № 7» | г. Ростов-на-Дону, ул. Вятская, 37/4 | 8(863)254-77-64 |
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области «Ростовский центр помощи детям №10» | г. Ростов-на-Дону, ул. Грисенко, 19 | 8 (863) 211 1 -73 |
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Центр социальной помощи семье и детям г. Ростова-на-Дону» | г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 105 | 8(863) 267 05 04 |
МБУ города Ростова-на-Дону «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» |
г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 44/2 | 8(863) 245 52 23, 245 38 84 |
МБУ Советского района города Ростова-на-Дону «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» | г. Ростов-на-Дону, ул. 339 Стрелковой дивизии, 17/3 | 8(863) 225 07 52 |
Отдел психолого-педагогического сопровождения детей и подростков МБУ ДО Пролетарского района г. Ростова-на-Дону «Центр внешкольной работы «Досуг» | г. Ростов-на-Дону, ул. Верхненольная, 3 | 8(863) 251 86 01 |
Психолого-педагогическая служба МБУ ДО Октябрьского района города Ростова-на-Дону «Центр дополнительного образования детей» | г. Ростов-на-Дону, ул. Борисоглебская, 12 | 8(863) 285 07 55 |
Психолого-педагогическая служба МБУ ДО Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону «Центр детского творчества» |
г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 34а |
8(863) 297 48 55 |
Психолого-педагогическая служба МБУ ДО Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону, |
г. Ростов-на-Дону, ул.Профсоюзная,47а, кв.54 |
8(863) 262 61 78 |
Информация о психологической службе МБДОУ № 152.
ФИО Киотова Ирина Игоревна | |
Должность: педагог-психолог | |
Образование: высшее профессиональное | |
Стаж работы в занимаемой должности: 13 лет | |
Телефон: 8(906) 419-39-61 |
Направления работы педагога-психолога:
-психопрофилактика
-психодиагностика
-психокоррекция
-психологическое консультирование с детьми от 2 до 7 лет
— психологическое консультирование с родителями воспитанников